Задачи
• обобщить знания родителей по проблеме успешности обучения;
• изучить отношение учащихся класса к учебной деятельности;
• проанализировать качество обучения учащихся класса;
• способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Форма проведение: традиционное собрание.
Участники: классный руководитель, родители, психолог, учителя-предметники.
Подготовительной этап: анкетирование учащихся и родителей.
Методика «Мотивация учебной деятельности» (для учащихся)
Инструкция. Выберите доводы, характеризующие ваше отношение к предмету. Запиши номер и букву подходящего довода в бланк ответов.
№
|
Люблю предмет, потому что...
|
Не люблю предмет, потому что...
|
1
|
а) данный предмет интересен
|
б) данный предмет неинтересен
|
2
|
а) нравится, как преподает учитель
|
б) не нравится, как преподает учитель
|
3
|
а) предмет нужно знать всем
|
б) предмет не нужно знать всем
|
4
|
а) предмет нужен для будущей работы
|
б) предмет не нужен для будущей работы
|
5
|
а) предмет легко усваивается
|
б) предмет трудно усваивается
|
б
|
а) предмет заставляет думать
|
б) предмет не заставляет думать
|
7
|
а) предмет считается выгодным
|
б) предмет не считается выгодным
|
8
|
а) требует наблюдательности, сообразительности
|
б) не требует наблюдательности, сообразительности
|
9
|
а) предмет требует терпения
|
б) предмет не требует терпения
|
10
|
а) предмет занимательный
|
б) предмет не занимательный
|
11
|
а) товарищи интересуются этим предметом
|
б) товарищи не интересуются этим предметом
|
12
|
а) интересны отдельные факты
|
б) интересны только отдельные факты
|
13
|
а) родители считают этот предмет важным
|
б) родители не считают этот предмет важным
|
14
|
а) у меня хорошие отношения с учителем
|
б) у меня плохие отношения с учителем
|
15
|
а) учитель часто хвалит
|
б) учитель редко хвалит
|
16
|
а) учитель интересно объясняет
|
б) учитель неинтересно объясняет
|
17
|
а) получаю удовольствие при его изучении
|
б) не получаю удовольствия при его изучении
|
18
|
а) знания по предмету необходимы для поступления в вуз
|
б) знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в вуз
|
19
|
а) предмет способствует развитию общей культуры
|
б) предмет не влияет на развитие культуры
|
20
|
а) предмет влияет на изменение знаний о мире
|
б) предмет не влияет на изменение знаний о мире
|
21
|
а) просто интересно
|
б) неинтересно
|
Анкета «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» (для родителей)
1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?
а) 4;
б) 3;
в) 2.
2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?
а) знаю всех;
б) знаю половину;
в) знаю лишь некоторых.
3. Как часто вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
а) постоянно;
б) 1-2 раза в месяц;
в) ни разу.
4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы неспособны ему помочь, что вы будете делать?
а) обращусь за помощью к учителям;
б) пойду к завучу;
в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.
5. Знаете ли вы увлечения (интересы) своего ребенка?
а) да, знаю;
б) частично;
в) догадываюсь, но точно не знаю.
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
а) да;
б) иногда;
в) нет, но догадываюсь.
Обработка результатов
Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний «а», «б» или «в».
Если лидирует ответ «а» - вы знаете, когда ребенок нуждается в вашей помощи.
Если лидирует ответ «б» - вас волнуют более серьезные проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.
Если лидирует ответ «в» - вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске:
• «Страшная это опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и... ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» (В.А. Сухомлинский);
• «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» (В.А. Сухомлинский);
• Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью (Л.Н. Толстой).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает и развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти и похожие вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Поиску ответов на них и посвящена наша встреча.
II. Выступление психолога
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учению и знаниям, не испытывает интереса к учению, не осознает потребности в нем. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает отметка. Отметка - определенная форма оценки. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Детям очень важно знать, как их учебная деятельность, их школьные успехи оцениваются другими (учителями, родителями, сверстниками).
Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетических задатков, так и от знаний и навыков, приобретенных самим учеником. Успеваемость, в первую очередь, зависит от уровня мотивации. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл.
Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
• «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;
• особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;
• общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;
• стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
• стремление подростка к самостоятельности;
• увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с проявлением большей избирательности, дифференцированное™,-
• определенность и устойчивость интересов;
• развитие у подростка специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и т. д.).
Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин:
• незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;
• стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого;
• стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы;
• недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем, снижает положительное отношение к обучению;
• избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу;
• излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности;
• неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании.
Однако мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения. Большинство школьников 5-8 классов считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Социальные мотивы учения в подростковом возрасте все более совершенствуются, у ребят обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание смысла учения. Качественные происходят в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.
Главное же содержание мотивации в этом возрасте - научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.
III. Анализ успеваемости учащихся класса, учебной мотивации
Таким образом, критериями успешности обучения являются успеваемость школьника и мотивация его обучения. Проанализируем успеваемость учащихся класса.
(Анализ успеваемости можно построить по схеме:
• количество отличников, хорошистов, троечников, неуспевающих учащихся, учащихся с одной тройкой;
• динамика успеваемости класса за последние 3 отчетных периода (последние 3 четверти);
• высокий показатель качества обучения по предметам (каким?);
• низкий показатель качества обучения по предметам (каким?);
• предполагаемые причины низких результатов обучения.)
Причинами неуспеваемости, как правило, являются низкая учебная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный контроль родителей, отсутствие или недостаточное взаимопонимание учащихся и учителя.
Каковы же показатели учебной мотивации учащихся? Об этом нам расскажут результаты анкетирования учащихся. Учащимся было необходимо соотнести все учебные предметы с предложенными высказываниями и выбрать самые подходящие к каждому предмету. Таким образом, мы получили следующий результат:
• самый популярный учебный предмет - (какой?), потому что (ответы детей);
• данный предмет интересен - (количество учащихся);
• предмет легко усваивается - (количествоучащихся);
• требует наблюдательности, сообразительности, терпения - (количество учащихся);
• предмет нужен для будущей работы, знания по предмету необходимы для поступления в вуз - (количество учащихся);
• родители считают этот предмет важным - (количество учащихся);
• учитель интересно объясняет, учитель часто хвалит, у меня хорошие отношения с учителем - (количество учащихся);
• рейтинг популярности предметов (перечисление).
IV. Выступление учителей-предметников
Учителя анализируют успеваемость учащихся по предмету, их активность, работоспособность на уроке, отношение к выполнению домашних заданий. Подводят итог, выдвигая требования к учащимся и родителям.
V. Обсуждение способов решения обозначенных проблем
Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы.
Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым предметом в школе. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.
Вариант 2. Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.
1. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т. д.
2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово - это одно, а дело - совсем другое.
Вариант 3. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
Вариант 4. Возьмите на заметку.
1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ученик - грустное зрелище на уроке.
2. Пусть сын или дочка видят ваш интерес к заданиям, которые они получают, и книгам, которые они приносят из школы.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.
Вариант 5. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования».
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
VI. Подведение итогов собрания
В завершение нашей встречи мне бы хотелось воспользоваться высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Наша задача организовать взаимодействие с детьми так, чтобы можно было решить обозначенные сегодня проблемы. А для этого нужно создать условия, от которых будет зависеть степень активности школьника в учебном процессе. К ним относятся:
• личная заинтересованность ученика в получении знаний;
• уровень учебных умений и навыков учащегося;
• взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;
• характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;
• отношения родителей или других значимых лиц к самому процессу получения образования в целом и к отдельным предметам в частности;
• стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе;
• социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины и т. д.
Дополнительный материал
Памятка родителям. Контроль за выполнением домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!
1. Не сравнивайте его умения с умениями других учащихся.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
3. Создавайте условия для успешного выполнения ребенком домашних заданий.
4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашние задания, это сослужит им плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
9. Хвалите ребенка за своевременное и качественное выполнение домашних заданий.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.
11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по разным предметам.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
14. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
15. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.