Раздел 11. Правила пожарной безопасности.
Тема 2. Занятие 8. Правила разведения костров.
Цель занятия: создать условия для ознакомления учащихся с правилами разведения костров, содействовать пониманию опасности костров.
Задачи:
- ознакомить учащихся с целями разведения костров, различными видами костров;
- формировать навыки правильного выбора места для безопасного
разведения костров;
- формировать навыки учащихся по соблюдению правил пожарной
безопасности и предотвращению различного травматизма;
- способствовать предупреждению возникновения пожаров в лесах,
- содействовать актуализации у учащихся потребности в бережном и
гуманном отношении к лесу.
Форма проведения: коллективная, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: физика, биология, химия, трудовое обучение, география.
Оборудование: учебники, распечатки с различными видами костров, тетради и ручки, проектор, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель приветствует учащихся и призывает их быть собранными и внимательными, чтобы успешно усвоить новый материал. Желает ученикам интересной и плодотворной работы на уроке, обеспечивает положительный эмоциональный настрой и психологическую готовность к предстоящему общению.
- Актуализация знаний
Тестовый контроль по теме: «Опасность лесных пожаров»
I. Какие природные комплексы являются «лёгкими» нашей планеты?
А) горы; Б) лес; В) болото; Г) пустыня.
II. Перечислите причины лесных пожаров.
А) брошенные окурки, спички;
Б) брошенные стеклянные бутылки, осколки;
В) удар молнии;
Г) не затушенные костры;
Д) сжигание сухой травы;
Е) неисправности выхлопной системы транспортных средств.
III. Лесные пожары, в зависимости в каких ярусах леса распространяется огонь, делятся на:
А) низовые; Б) верховые; В) подземные.
IV. Скорость распространения лесного пожара зависит от:
А) площади загоревшегося леса;
Б) влажности окружающей среды;
В) ветра.
V. Перечислите ваши действия при обнаружении лесного пожара.
А) позвонить дежурному МЧС по телефону 101;
Б) если огонь небольшой – постараться потушить его своими силами;
В) быстро покинуть опасное место, ни кому не сообщать о пожаре;
Г) выходить из зоны пожара в наветренную сторону, перпендикулярно кромки пожара;
Д) при выходе из зоны пожара использовать рельеф местности (поляны, реки, озёра, ручьи, заболоченные места).
- Введение в тему
- А теперь отгадайте загадку
Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут,
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать (костер)
- Для чего нужен в лесу костер? (ответы детей)
- Сообщение темы и постановка задач урока, целеполагание
Правильно, без него нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях (слайд 2-3). Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой – для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды и типы костров бывают? Вот об этом мы сегодня на уроке и поговорим. Запишем тему нашего урока «Правила разведения костров» и план:
- Выбор и подготовка места для костра, правила разведения костра, заготовка дров.
- Виды костров
- Действия в случае пожара.
- Изучение новой темы
1. Первый пункт нашего урока выбор и подготовка места для костра? Почему так важно уметь выбрать место для костра? (ответы детей)
Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.
- Где можно разводить костер? Как вы думаете?
- А как вы думаете, где нельзя разводить костры? (ответы детей)
Знакомство с памяткой (Слайд 4;на столах у учащихся).
- Для поддержания огня следует позаботиться о дровах. Их можно заготовить засветло не только для приготовления пищи, освещения и обогрева лагеря (Слайд 5-8).
- Разведение костров может производиться с различными целями: для подачи сигнала бедствия, приготовления еды,сушки одежды, выполнения каких-либо ритуальных действий (праздники Масленицы, Купалы), но чаще всего их разжигают во время краткосрочного отдыха на природе.Наиболее опасен последний вариант (слайд 9-10) .
Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида (Слайд 12-13).
Такой костер разводят, когда требуется получить много тепла за короткое время - быстро обогреться, просушить вещи. Костер очень жаркий и прожорливый, требует много дров. Дает много света, очень хорош, когда надо осветить лагерь.
Костер "Звезда" («Звёздный») (Слайд 14-15).
Экономичный, долго горящий костер. Удобен для приготовления пищи и ночлега нескольких человек. Люди укладываются вокруг костра и периодически придвигают "свои" бревна к центру.
Костёр «колодец» (поленья сложены срубом) (Слайд 16-17). Даёт низкое и широкое пламя. Долго горит. Дает много тепла, годится и для приготовления пищи и обогрева, расход дров ниже, чем у "шалаша", но тоже высокий. Быстро дает много углей. Растопка ставится "шалашом", вокруг нее строится "колодец".
Костёр «таёжный» (Слайд18-19) образуют несколько бревен длиной 2—3 метра, горит он долго, не требует частой подкладки дров. На нем можно готовить еду, сушить вещи и ночевать рядом без палатки.Несколько часов горит ровным пламенем, затем тлеет и даёт сильный жар.
Костёр «нодья» (слайд20-21). Даёт сильное широкое пламя. Греет со всех сторон. Долго горит.
- Физкультминутка
- Теперь давайте представим, что мы идем по лесу (Слайд 22)
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
7 Действия в случае загорания сухой травы или веток (Слайд 23).
- Малые очаги пожара тушить, забрасывая песком, землей, заливая водой, затаптывая ногами. При косвенных признаках пожара оглядеть местность с возвышенной точки, установить очаг и. направление распространения пожара;
Почувствовав запах дыма, подойдите ближе, определите: что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, наличие детей в зоне движения огня. Решайте сразу — будете ли вы пытаться тушить пожар или поспешите за помощью, т. к., переоценив свои возможности, вы рискуете потерять время и дать огню набрать силу. Сообщите о случившемся по ближайшему телефону или через посыльного в пожарную охрану.
- Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; прижимайте ветви при следующем ударе по этому же месту и, поворачивая, охлаждайте их таким образом. Затаптывайте небольшой огонь ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев. При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на его пути (кроной от места пожара).
8. Знакомство со статьями 15.29, 15.57, 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях .
9. Закрепление новых знаний.
А) Решение проблемных ситуаций (работа по вариантам).
Ситуация 1. Тебе необходимо посушить одежду. Ты ее повесишь поближе или подальше от огня костра?
Ситуация 2.Случайно твоя шапка упала в костёр или лежит возле огня. Что надо сделать, чтобы она не сгорела: вытащить ее рукой или палкой?
Ситуация 3.Из костра выпал уголек. Что надо сделать: залить его водой, чтобы остудить, и бросить обратно в костёр или оставить догорать у костра?
Б) Работа в группах. Каждой группе даётся задание - из подручных материалов собрать один тип костра. Вытаскивают картинку с изображением костра (Приложение 1) .
В) Тестовая работа
1. На разведение костра была использована последняяспичка. Что необходимо сделать, чтобы сохранять добытыйогонь длительное время:
а) постоянно поддерживать костер, организуя дежурство;
б) изготовить веник из сухих растений и поджечь;
в) наполнить ведро прогоревшими углями и поддерживать их тление;
г) поджечь сухой трухлявый пень;
д) наполнить ведро еловыми или сосновыми шишками и поджечь?
2. Каким должно быть место для разведения костра:
а) не далее 10 м от водного источника;
б) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м;
в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега?
3. Какие основные обстоятельства для обеспечения безопасности вы будете учитывать при разведении костра:
а) костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, палаткой, стенкой из камней и т. п.;
б) костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ;
в) для обогрева разводится широкий костер, а для приготовления пищи — конусообразный?
4. Вас одиннадцать человек и вам нужно не только приготовить пищу, но и высушить мокрые вещи, согреться. Какой тип костра для этого вы выберете?
А) Костер "Звезда" («Звёздочка»). Б) Костер "шалаш".
В) Костер «таежный». Г) Костер "колодец".
Д) Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида.
- Итог урока.
Понимать, любить и беречь природу, заботиться о ней, умножать ее бесценные богатства — долг каждого. Ведь любовь к природе — это частичка любви к Родине. Верным другом и защитником природы призван быть отдыхающий. Он обязан не только сам охранять ее, но и учить этому других. Бережно относитесь к лесу. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. Для разведения костров используйте только валежник. Отходы и мусор сжигайте или закапывайте в землю.
Учитель подводит учащихся к осознанию достижения поставленных целей. Учащиеся формулируют правила безопасного поведения в лесу.Учитель раздает памятки (Приложение 2).
- Рефлексия.
В заключение учитель просит продолжить предложения (на выбор) (Слайд 24):
- На уроке я узнал (а), что...
- Меня особенно удивило...
- Я понял (а), почему...
- Я бы хотел (а) узнать...
- Я учился (училась)...
- Я могу рассказать, научить…
Приложение 2
Инструктаж по правилам безопасного поведения при разведении костра.
- Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
- Не разводить костер под низкими кронами деревьев
- Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
- Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
- Запрещается разводить костер на торфянике.
- Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
- Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
- Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
- Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.
Скачать Презентацию
раскрыть » / « свернуть