Комплексная система мер,
направленная на пропаганду здорового питания
и формирование правильного пищевого поведения учащихся
в Государственном учреждении образования
«Средняя школа № 1 г. Кировска»
Пояснительная записка
О пользе правильного питания люди знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало особый смысл, некоторые прописные истины остались неизменными. Неслучайно еще много столетий назад родилась народная мудрость: здоровье близко: ищи его в миске.
Питание является обязательным условием существования человека. Продолжительное голодание несовместимо с жизнью, а неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.
Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно, даже не задумываются о пользе тех или иных вкусностей, об их влиянии на здоровье.
Так уж сложилась, что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены употреблять. Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям.
Проблемой сегодняшнего дня является то, что дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания. И это сказывается на здоровье учащихся. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня.
Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, культуры питания органично включены в образовательный процесс.
С каждым годом растет число учащихся с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни учащихся и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью школьников, являться одним из важных факторов профилактики заболеваний и охране здоровья детей и подростков.
Питание школьника должно быть рациональным, сбалансированным, т.е. соответствовать физиологическим потребностям организма с учетом условий учебного труда, возраста и состояния здоровья школьника. Рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором, служит одним из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности растущего организма в питательных веществах. При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования, обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
В учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Кировска» проблема правильного питания учащихся является одной из актуальных. Охрана здоровья школьников является одним из приоритетных направлений развития системы образования школы. Задачи формирования культуры здоровья, культуры питания, обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждении образования.
С 1 сентября 2023 года ГУО «Средняя школа № 1 г. Кировска» перейдет на новые условия организации питания обучающихся.
Главной задачей данного перехода является предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.
Плата законных представителей за питание обучающихся, получающих общее среднее образование, в день взимается в зависимости от возраста, количества приемов пищи в учреждении образования, в процентах от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Организовано бесплатное питание за счет республиканского и местных бюджетов.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся I-IV классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед. Учащиеся V-XI классов будут начинать прием пищи позднее.
Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:
от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;
от 6 до 10 часов – двухразовое;
более 10 часов – трехразовое.
Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений родителей и учащихся.
Нормативное правовое обеспечение:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании;
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. № 29 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2023 г. № 265 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317»;
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»;
5. Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году;
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 «Об эксперименте по организации питания обучающихся»;
7. Государственный школьный стандарт;
8. Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.
Во исполнение поручений Премьер-министра Республики Беларусь, данных в ходе совещания по вопросу о реализации пилотных проектов по организации школьного питания и совершенствованию работы школьных буфетов 15 февраля 2023 года № 05/10пр, поручений Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, данных в ходе совещания по вопросу о результатах проведения пилотных проектов по организации школьного питания и совершенствованию работы школьных буфетов 30 июня 2023 года № 05/30пр в учреждении образования разработана и утверждена руководителем учреждения образования Комплексная система мер по пропаганде здорового питания и формированию правильного пищевого поведения учащихся.
Данная Комплексная система мер направлена на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся с целью координации деятельности всех служб учреждения образования по обеспечению проведения целенаправленной работы по формированию культуры питания обучающихся, правильного пищевого поведения, здорового образа жизни.
Задачи:
предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их законных представителей;
повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;
формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.
Прогнозируемый результат:
улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;
приблизиться к 100% охвату питанием обучающихся;
обеспечение благоприятных условий для организации режима питания для детей;
сокращение количества отходов в школьной столовой.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки выполнения
|
Ответственные
|
I. Создание условий, необходимых для организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся
|
1.1
|
Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков
|
Август, сентябрь
|
Руководитель учреждения образования;
заместитель директора по учебной работе
|
1.2
|
Организация работы бракеражной комиссии
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по учебной работе
|
1.3
|
Рассмотрение вопроса о реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся на совещании при директоре
|
Один раз в полугодие
|
Руководитель учреждения образования;
заместитель директора по учебной работе
|
1.4
|
Организация пропаганды здорового питания через методические объединения учителей
|
В течение учебного года
|
Руководители УМО
|
1.5
|
Исследование уровня знаний обучающихся о здоровом питании
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
1.6
|
Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение её санитарного состояния
|
В течение года
|
Руководитель учреждения образования,
Зам. директора по АХЧ
|
1.7
|
Организация работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд
|
В течение года
|
Шеф-повар
|
II. Образовательный процесс
|
2.1
|
Неделя правильного питания «Здоровое питание-здоровый ребенок» (организация бесед, встреч, выставок, информационных стендов, подготовка памяток для родителей)
|
Октябрь
|
Заместитель директора по воспитательной работе, кл.руководители
|
2.2
|
Проведение бесед, классных часов на темы:
«Режим питания. Правила поведения за столом»»;
«Здоровое питание»;
«Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»;
«Питание и здоровье»;
«Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой»;
«Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»;
«Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд»
|
В течение учебного года
|
Классные руководители, учителя- предметники
|
2.3
|
Формирование навыков здорового питания на уроках по предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» в начальной школе
|
В течение учебного года
|
Учителя начальных классов, учителя физической культуры и здоровья
|
2.4
|
Формирование навыков здорового питания на учебных занятиях по предметам «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье»
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
2.5
|
Проведение конкурсов (видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей, плакатов и др.) «Здоровое питание моей семьи»,
|
В течение учебного года
|
Педагог-организатор, классные руководители, воспитатели групп продленного дня
|
2.6
|
Проведение мастер-классов «Белорусская кухня»
|
В течение учебного года
|
Учитель трудового обучения,
классные руководители
|
2.7
|
Выставка рисунков (плакатов) «Азбука здорового питания» (I-IVклассы)
|
В течение учебного года
|
Учитель изобразительного искусства, классные руководители
|
2.8
|
Сюжетно-ролевые игры:
«Повар»
«Я сейчас накрою стол» (сервировка стола, правила поведения за столом)
|
В течение учебного года
|
Воспитатели групп продленного дня I классов
Воспитатель группы продленного дня IIклассов
|
2.9
|
Неделя здорового образа жизни
|
Январь
|
Учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня
|
III. Взаимодействие с родительской общественностью
|
3.1
|
Выступление на родительском собрании «Принципы здорового питания»
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по воспитательной работе, кл.руководители
|
3.2
|
Анкетирование родителей по выяснению вкусовых предпочтений учащихся
|
В течение учебного года
|
Заместитель директора по учебной работе, кл.руководители
|
3.3
|
Классные родительские собрания «Воспитание пищевой культуры детей»
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
3.4
|
Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний по вопросам питания детей
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
IV. Информационное сопровождение. Контрольно-аналитическая деятельность
|
4.1
|
Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся школьным питанием (анкетный опрос обучающихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений обучающихся и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний
|
В течение учебного года
|
Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе
|
4.2
|
Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания
|
В течение учебногогода
|
Заместитель директора по учебной работе
|
4.3
|
Систематизация информации на стенде «Уголок здорового питания»
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по учебной работе
|
4.4
|
Выставки книг в библиотеке «Формула здорового питания», «Блюда белорусской кухни»
|
В течение учебного года
|
Библиотекарь
|
раскрыть » / « свернуть