Процесс подготовки к тестированию - это длительный и многогранный процесс. Рассмотрим некоторые его особенности.
Прежде всего надо избавится от страха перед тестами.
Некоторые абитуриенты их боятся так же, как медицинского обследования: вдруг обнаружится какое-нибудь заболевание лучше уж полить без этого неприятного знания. Но, развивая аналогию медициной, следует заметить: чем раньше выявлены какие-либо отклонение, тем быстрее можно начать лечение и преодолеть недуг. Тми и с тестами на знания: чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.
Существуют реальные способы повысить тестовый балл.
Первый способ — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, то есть весь комплекс необходимой учебной работы.
Второй способ — это основательное знакомство с процессом тестирования. Тестологи многократно убеждались, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.
Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная тренировка в выполнении тестов, как показывают научно-экспериментальные исследования, позволяет повысить тестовый балл. Такая подготовка даёт возможность абитуриенту уверенно идти на централизованное тестирование. Уверенность придаёт знание типовых конструкций тестовых заданий. Это позволяет практически не тратить время на понимание инструкции, ибо опытный испытуемый сразу же — по внешнему виду задания — определяет, к какому типу оно относится и какое умственное действие здесь потребуется.
В экзаменационной работе используются тестовые задания двух типов: задания закрытого типа с множественным выбором ответа (часть А) и задания открытого типа с кратким ответом (часть В).
В заданиях закрытого типа из предложенных ответов необходимо выбрать правильные. По содержанию эти задания охватывают все основные разделы курса и используются для проверки базовых знаний учащихся по русскому языку, выявления способности распознавать языковые единицы, классифицировать их, обнаруживать соответствие (или несоответствие) языковым нормам. Задания с выбором ответа посильны для большинства учащихся, но, выполняя их, абитуриенты часто допускают ошибки, проставляя метки в бланке ответов. Чтобы этого избежать, можно использовать метод двойного контроля.
Визуальный контроль, не отнимающий много времени, состоит в использовании линейки (настоящей или импровизированной), которой прикрывают уже перенесённые в бланк ответы. Полезен также вспомогательный контроль, при котором переносятся сначала ответы 10, 20, 30, тогда в процессе переноса «серединок» легче обнаружить сбой.
Проговаривание про себя номера задания и выбранного варианта.
Задания открытого типа с кратким ответомтребуют умения самостоятельно дать ответ и оформить его кратко, в виде слова (например: сложноподчинённое), словосочетания (например: лексический повтор), небольшого перечня слов или в виде цифры (например: 11). Ученику нужно вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. В заданиях с кратким ответом для анализа предлагается более сложный языковой материал, причём не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а чаще всего в виде текста. По сути, все эти задания представляют собой разные варианты анализа текста — композиционный, типологический, стилистический, языковой.
Для успешного выполнения заданий части В важно потренироваться в заполнении бланка печатными буквами.
Орфографические ошибки в словах приведут к тому, что ваш ответ не будет засчитан. Поэтому, готовься к экзамену, обращайте внимание на написание лингвистических терминов.
При выполнении всех типов заданий следует помнить, что на листах с тестовыми заданиями (но не в бланках ответов!) вы можете делать любые пометки (например, обводить номера правильных ответов, отмечать вопросы, в которых вы сомневаетесь и к которым собираетесь вернуться, указывать стрелочками соответствие элементов и т.д.) Общим условием успешного выполнения всех типов заданий является вдумчивое, внимательное чтение формулировок заданий и инструкций. И еще несколько полезных советов.
После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.
Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните: самое дорогое на тестировании — это время. Приведём также несколько наиболее простых и универсальных рецептов стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения, которые были опубликованы в некоторых российских и белорусских изданиях.
Тренируйтесь! Перед официальным централизованным тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо справляться с тестами, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Тренировки не только позволяют усвоить типовые конструкции тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт — опыт самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.
Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, невозможно смоделировать то напряжение, которое вызывает любое тестирование.
Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, то есть следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать малопонятную инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов подскажет вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Её можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.
Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь. Глупо потерять баллы только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряли на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо вами изучен.
Думайте только о текущем задании! Когда вы переходите к новому заданию, забудьте всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы уже применили, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно выполнить другое задание. Это поможет забыть о неудаче в прошлом задании, если оно оказалось не по силам. Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Читайте задание до конца! Спешка может привести к тому, что вы, «схватив» условие задания по первым словам, будете достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки даже в самых лёгких заданиях.
Не огорчайтесь! Стремитесь выполнить все задания, но помните, что это по силам немногим. Например, в 2004 году среди 37687-ми участников централизованного тестирования по русскому языку был только один абитуриент, решивший все 100% заданий. Это нормально! Поэтому нет никакого смысла тратить эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и плохо выполнили тест, помните, что очень часто такое ощущение является ошибочным: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили ещё больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне приемлемый.
Запланируйте два круга! Рассчитайте среднее время на выполнение каждого задания таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по первому кругу. Тогда вы успеете набрать максимум очков на лёгких для вас («своих») заданиях, а потом на втором круге сможете подумать и добрать что-то на трудных вопросах, которые вам вначале пришлось пропустить.
Таковы простейшие рецепты подготовки. Если вы последуете им, то ещё во время тренировок увидите, как ощутимо улучшаются ваши результаты
Организация самоподготовки к централизованному тестированию
Приступая к подготовке к централизованному тестированию, полезно составить план.
Продумывая план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, какие конкретно темы будут сегодня прорабатываться.
Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.
Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин. — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, послушать музыку, сделать зарядку.
Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно запишите кратко всё, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: составьте планы, схемы, алгоритмы, таблицы изученного материала. Такая наглядная фиксация материала позволяет выделить в нём главное, чётко, точно сформулировать мысль, что важно при работе над тестом.
Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, как много по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчёт в том, где вы находитесь и сколько вам ещё предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только отчёт этот должен быть предельно конкретным.
Обязательно производите грамматические разборы предложений, слов; научитесь хорошо выполнять практические задания, и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.