КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
основных мероприятий по реализации
информационного проекта
«Школа – территория здоровья» на 2024-2029 годы
Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 1 г. Кировска»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Здоровье на протяжении жизни человека формируется и изменяется в зависимости от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой, от специфики деятельности человека. Но именно в период детства закладываются основы здоровья и личности человека. А значит, на учреждение образования ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит физическое развитие, двигательная активность и здоровый образ жизни. Именно они дают нам физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способную противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало еще в дошкольном возрасте.
Школьный возраст – это тот период, когда необходимо развивать физически каждого ребенка, формируя у него интерес к занятиям физкультурой, и использовать современные технологии, создавая в учреждении образования эффективную здоровьеформирующую образовательную среду.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель:
актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, формирование культуры здоровья; популяризация знаний по здоровому образу жизни, по предупреждению социально-значимых заболеваний; вовлечение обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи программы:
сформировать чувство ответственности за своё здоровье;
сформировать понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;
сформировать положительное отношение к двигательной активности;
совершенствовать санитарно-гигиеническую, просветительскую, консультативную, информационную работу со всеми участниками образовательного процесса;
повысить качество социального партнерства учреждения образования и семьи в процессе формирования и развития у обучающихся навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни и истребление вредных привычек;
создать единую систему оздоровительной работы на классном и школьном уровнях, направленной на формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей, развитие поведенческих навыков здорового образа жизни.
Задачи руководства учреждения образования:
организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил гигиенических нормативов;
внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации;
организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения;
создание в учреждении образования инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности;
обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды
Задачи учителя и классного руководителя:
выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению;
индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
включение вопросов профилактики заболеваний в материал учебных и воспитательных занятий;
создание благоприятного психологического климата в классе;
формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;
обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены;
взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
помощь учащимся в выборе референтной группы (образец поведения по сохранению здоровья): в младшем школьном возрасте – родители, в подростковом – сверстники
Задачи родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;
поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в учреждении образования.
Задачи обучающихся:
систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1.Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 20 июня 2008 г. № 363-3;
2.Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 14 декабря 2011 г.;
3.Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы»;
4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82;
5.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025гг, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312.
4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Организационный – разработка необходимой для реализации проекта документации, проведение диагностик, создание методической базы, план физкультурно-оздоровительной работы, определение перспектив сотрудничества в рамках реализации проекта, работа по подготовке педагогического коллектива для реализации проекта;
Практический – проведение мероприятий по реализации проекта;
Аналитический – мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.
5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
5.1. Совершенствование системы физического воспитания:
правильное распределение обучающихся на медицинские группы для занятия физической культурой;
организация процесса физического воспитания обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации;
полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья;
организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению деятельной активности;
еженедельное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
5.2. Интеграция в образовательный процесс оздоровительных мероприятий:
направленных на расширение адаптационных возможностей организма;
направленных на снятие зрительного утомления: гимнастика для глаз во время уроков;
направленных на уменьшение статического напряжения опорно-двигательного аппарата;
направленных на уменьшение эмоционального напряжения
5.3. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации обучающихся:
приглашение работников здравоохранения на родительские собрания, занятия;
просветительская работа через Интернет-сайт учреждения образования;
вовлечение родителей (законных представителей) в участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях
5.4. Проведение мониторинга здоровья обучающихся по следующим показателям:
количество обучающихся в группе здоровья:
количество обучающихся с основными видами «школьной патологии»:
нарушениями зрения;
расстройствами опорно-двигательного аппарата;
вегетативными расстройствами;
эндокринными расстройствами;
патологией органов пищеварения;
количество дней, пропущенных по болезни;
оценка физической подготовленности обучающихся (сентябрь, май).
6. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:
организация и проведение просветительских и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
снижение факторов и условий, влияющих на здоровье обучающихся;
привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни, участию в массовых спортивных мероприятиях;
организация классом спортивно-оздоровительных мероприятий, походов, прогулок, экскурсий;
выпуск плакатов, листков здоровья, газет в которых пропагандируется здоровых образ жизни, проведение конкурса рисунков по собственной инициативе или по общешкольному плану;
мониторинг пропусков уроков по болезни;
внеурочная занятость обучающихся в спортивных, туристических секциях;
мониторинг наличия у обучающихся вредных привычек;
участие обучающихся в спортивных, туристических соревнованиях районного уровня и выше
7. СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В рамках реализации проекта предполагается сотрудничество:
с УЗ «Кировская ЦРБ»: организация медицинского сопровождения образовательного процесса, организация медицинских осмотров обучающихся учреждения образования, участие специалистов в спортивно-оздоровительной работе с обучающимися, просветительской работе с родителями;
с отделом внутренних дел Кировского райисполкома (работа по профилактике употребления наркотических, психотропных веществ и их аналогов несовершеннолетними);
с представителями отдела ГАИ по обучению учащихся правилам дорожного движения через организацию внеурочных мероприятий с участием инспекторов, согласование плана работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
организация непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие учреждения образования с учреждениями дополнительного образования детей и подростков г. Кировска: ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи города Кировска», Районный Центр культуры и досуга. ГСУСУ «Кировская детско-юношеская спортивная школа» – в спортивно-оздоровительной деятельности;
социальное партнерство учреждения образования и семьи в процессе формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, акцентирование внимания родителей на необходимость моделирования здорового образа жизни в семье, ответственного отношения к физическому, психическому и духовному здоровью детей, профилактики асоциального поведения детей и подростков.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
вовлеченность обучающихся в мероприятия программы;
вовлеченность законных представителей обучающихся в мероприятия программы;
данные диагностики на начало и конец реализации программы;
результаты анкетирования обучающихся и их законных представителей по основным направлениям программы;
степень психологического комфорта обучающихся;
публикации реализации программы в СМИ, Интернет-сайте учреждения образования.
Информация для оценивания участия классов в проекте подается: учителями физической культуры, педагогом-организатором после проведения школьных мероприятий, участия обучающихся в мероприятиях выше школьного уровня; медицинским работником – в конце учебной четверти, классным руководителем – в отчете классного руководителя по итогам учебной четверти.
Промежуточные итоги подводятся по завершению I, II, III учебных четвертей, вывешиваются на стенд, размещаются на сайте учреждения образования.
Окончательные результаты участия учреждения образования в проекте подводятся по завершению учебного года, в мае.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей по проблемам профилактики школьно-обусловленных заболеваний;
создание образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального;
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения, здорового образа жизни, положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
значительное снижение количества пропусков уроков по состоянию здоровья;
уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам;
усиление личностных ресурсов сознания обучающихся, препятствующих развитию саморазрушающих и асоциальных форм поведения;
укрепление взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки проведения
|
Исполнители
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
1
|
Назначение приказом по учреждению образования ответственных лиц по внедрению информационного проекта «Школа – территория здоровья»
|
август
|
директор
|
2
|
Проведение бальной оценки деятельности по здоровьесбережению учреждения образования, определить уровень функционирования проекта «Школа – территория здоровья»
|
апрель
|
директор,
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
Этап 1. Оценка ситуации и выявление приоритетных проблем, определяющих формирование здоровья учащихся
|
3
|
Обеспечение сбора информации и анализа данных о состоянии здоровья учащихся и факторах его формирующих
|
апрель-май
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
классные руководители
|
4
|
Обеспечение проведения медицинского осмотра учащихся с использованием метода лабораторно-диагностического контроля
|
1 раз в полугодие
|
УЗ «Кировская ЦРБ»
|
5
|
Проведение анализа состояния здоровья учащихся:
уровень физического развития,
группа здоровья,
группа по физической подготовке,
определение структуры заболеваемости (основные диагнозы)
|
декабрь
|
УЗ «Кировская ЦРБ»
|
6
|
Проведение анализа состояния психического здоровья, степени утомляемости, уровней напряженности среди учащихся
|
октябрь, апрель
|
УЗ «Кировская ЦРБ», директор
|
Этап 2. Реализация мероприятий, направленных на охрану здоровья
|
Основные направления организации работы с педагогами:
|
7
|
Обеспечение педагогических работников техническими нормативными правовыми актами, определяющими порядок соблюдения санитарно-гигиенических требований, учебной и научной литературой по здоровьесбережению
|
август
и далее – постоянно
|
директор,
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
8
|
Подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в учреждении образования и в домашних условиях
|
август
далее – постоянно
|
директор,
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
9
|
Повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения
|
в течение года
|
директор
|
10
|
Обобщение имеющегося в учреждении образования положительного опыта по вопросам здоровьесьережения, включение в материалы классных часов
|
май
|
директор
|
11
|
Информирование законных представителей о состоянии здоровья обучающихся и факторах его формирующих на родительских собраниях и в индивидуальной беседе
|
постоянно
|
классные руководители
|
12
|
Размещение информации на сайте о состоянии здоровья учащихся и факторах его формирующих
|
сентябрь
|
программист
|
13
|
Активное вовлечение законных представителей учащихся в деятельность по здоровьесбережению (участие в Днях здоровья и других мероприятиях)
|
постоянно
|
директор, заместители директора, классные руководители
|
Основные направления организации работы с учащимися:
|
14
|
Организация проведения физкультурных минуток во время занятий
|
постоянно
|
педагоги
|
15
|
Проведение обучающих семинаров по актуальным вопросам здоровьесбережения
|
По отдельному плану
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
16
|
Проведение акций, конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в т. ч. художественного творчества детей, связанных с укреплением здоровья, формирование здорового образа жизни детей и подростков
|
в течение года
|
педагоги
|
17
|
Проведение спортивных мероприятий (игры, соревнования, спортландии, эстафеты, Дни здоровья), направленных на формирование здорового образа жизни
|
в течение года
|
педагоги
|
18
|
Организация для учащихся консультаций, встреч, круглых столов с участием специалистов УЗ «Кировская ЦРБ», УЗ «Кировский райЦГиЭ», сотрудников отдела внутренних дел Кировского райисполкома по вопросам здоровьесбережения
|
в течение года
|
директор, классные руководители
|
19
|
Проведение конкурсов по номинациям «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс», методических разработок по вопросам здоровьесбережения, конкурсов эссе, фотографии и др.
|
в течение года
|
классные руководители
|
20
|
Подготовка раздаточного материала по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся
|
сентябрь
далее – постоянно
|
педагоги
|
Этап 3. Организация самопроверки и мониторинг эффективности здоровьесбережения
|
21
|
Определение соответствия разработанного плана коррекционных мероприятий фактическому его выполнению
|
декабрь, май
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
директор,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
|
22
|
Обеспечение наличия достаточной материально-технической, кадровой и информационной базы в учреждении для реализации программы проекта
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
директор,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
23
|
Проведение количественного и качественного показателя проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий в/вне учебное время
|
ежегодно в мае
|
директор
|
24
|
Оценка исходного уровня знаний учащихся методом (опроса, тестирования, анкетирования) и их законных представителей по вопросам формирования
|
сентябрь
|
классные руководители
|
25
|
Оценка исходного уровня знаний педагогических работников (повышение квалификации по формированию ЗОЖ, использование разнообразных методов работы)
|
май
|
директор
|
26
|
Проведение анализа гигиенических факторов внутришкольной среды:
параметров микроклимата и освещенности,
выполнения норм питания и витаминизации,
требований к ученической мебели и правилам рассадки учащихся
|
в течение года
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
27
|
Выявление существующих нарушений требований санитарного законодательства в учреждении образования
|
в течение года
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
28
|
Сведение и обработка данных, полученных из УЗ «Кировская ЦРБ» в ходе реализации программы проекта «Школа – территория здоровья»
|
в течение года
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ», Средняя школа №1 г.Кировска
|
29
|
Рассмотрение вопросов реализации проекта и оценки промежуточных результатов поставленных задач на заседаниях совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
1 раз в год
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ»,
УЗ «Кировская ЦРБ»,
директор
|
Профилактика болезней органов зрения
|
30
|
Прохождение медицинского осмотра у офтальмолога
|
1 раз в год
|
УЗ «Кировская ЦРБ»
|
31
|
Проведение акций и дней здорового зрения, включая вопросы гигиены глаз «Здоровое питание и хорошее зрение»
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»,
директор
|
32
|
Внедрение лечебно-профилактических физкультурных упражнений для детей с миопией
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
директор,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
33
|
Работа с законными представителями по профилактике болезней органов зрения у детей в домашних условиях
|
в течение года
|
классные руководители
|
Профилактика болезней костно-мышечной системы
|
34
|
Прохождение медицинского осмотра у педиатра
|
1 раз в год
|
УЗ «Кировская ЦРБ»
|
35
|
Соблюдение гигиенических требований к:
рассадке учащихся, рабочей позе,
ученической мебели, использованию конторок,
освещенности в классе,
работе за компьютером,
проведению физкультминуток и активных перемен,
содержанию и оснащению спортивных залов,
соблюдение требований к проведению уроков физической культуры и здоровья
|
постоянно
|
директор, классные руководители, учителя физической культуры и здоровья
|
36
|
Оценивание результатов выполнения физкультурных нормативов, проведение анализа причин их не выполнения
|
1 раз в полугодие
|
учителя физической культуры и здоровья
|
37
|
Проведение спортивных соревнований, спортландий, спартакиад
|
в течение года
|
учителя физической культуры и здоровья, классные руководители
|
38
|
Проведение информационно-образовательных акций, лекций, бесед, в том числе с учетом гендерных различий, и дней профилактики последствий нарушений КМС, включая вопросы гигиены питания для спортсменов. Профилактика плоскостопия
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»,
классные руководители
|
39
|
Работа с законными представителями по профилактике болезней костно-мышечной системы у детей в домашних условиях
|
в течение года
|
классные руководители
|
Профилактика болезней органов пищеварения
|
40
|
Соблюдение гигиенических требований к организации питания:
качество продуктов питания и выполнение технологии приготовления блюд,
выполнение норм питания,
дезинфекционный режим на пищеблоках
|
постоянно
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ»,
директор, классные руководители
|
41
|
Проведение разъяснительной работы с учащимися о пользе и вреде продуктов питания, о режиме питания, о здоровых способах приготовления пищи
|
постоянно
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ», классные руководители
|
42
|
Проведение информационно-образовательной работы с законными представителями о проблеме заболеваемости паразитарными инвазиями среди детей, профилактике неинфекционных болезней органов пищеварения у детей
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ»
|
Профилактика инфекционных и основных неинфекционных заболеваний
|
43
|
Соблюдение требований санитарного эпидемиологического законодательства к:
своевременной вакцинации детей согласно Национальному календарю прививок, выполнению противоэпидемических мероприятий (дезинфекционному режиму в учреждении, санитарно-гигиенический режим)
|
постоянно
|
УЗ «Кировский райЦГиЭ»,
УЗ «Кировская ЦРБ»,
директор, классные руководители
|
44
|
Проведение мероприятий по профилактике наиболее распространенных и актуальных инфекционных заболеваний
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ», заместитель директора по ВР, классные руководители
|
45
|
Организация работы постоянно действующего семинара для членов бракеражной комиссии по организации здорового и качественного питания школьников
|
в течение года
|
УЗ «Кировская ЦРБ»,
УЗ «Кировский райЦГиЭ», директор
|
разгарнуць » / « згарнуць